вторник, 2 октября 2012 г.

Тематическая неделя Осень



 Название неделя-условно, деление на дни тоже.
Кроме описанных пособий буду использовать еще подобные тем, что в этом альбоме http://www.babyblog.ru/user/photo_pic/summerkate/484099
По ходу всей недели включаем музыку осенней тематики, как классику, так и детские. рассматриваем живопись с изображениями осени. Доп информация здесь http://files.mail.ru/MVCA4F

День1.
 с утра понаблюдать в окно за состоянием неба и погоды. Обратить внимание на тучи, мокрый асфальт, дистья на земле, ветер, температуру. рассказать, что это от того, что пришла ОСЕНЬ.


Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

(И. Токмакова)

Отмечаем, все ч то видели за окном на календаре погоды. http://dliadetei.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/i671-%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/Ежедневно утром отмечать это на календаре
Рассматриваем иллюстрации осени
Что нарисовано на картинке?
У дома есть окна? Сколько?
давай посчитаем. Это цифра 3(показать цифру)
Кто с идит в окошке справа?
Кто сидит в окошке слева?
Кто спит наверху?
Что находится под кошкой?
Кто над дверью?
Где девочка?
Где клоун?
Сколько у домика дверей?(демонстрация цифры)
Что еще нарисовано на картинке?
Давай посчитаем листочки. Демонстрация цифры.
 Какого цвета листочки?
Что делают листочки?
Когда осенью листочки облетают с деревьев это называют- листопад. Повтори.
На картинке слева ночь, а справа день.
Где ночь?
где день?
что происходит ночью, что днем?


Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьютмя , летят.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
(показываем иллюстрации выделенных строк, затем разучиваем стихотворение, хотябы частично, с опорой на картинки )



осенью мы собираем урожай- овощи, фрукты. мишка пошел в огород и набрал корзину фруктов, вот они-называет или ребенок или мама-абрикосы, яблоки, груши, сливы, айва. как можно назвать это одним словом? (фрукты разного размера) Давай поможем ему сварить компот. В маленькую баночку соберем маленькие,а в большую-большие.


Дождик моросит,
Сеет через сито
Дождь художник
Он рисует лужи
И на трубах 
Играет нехуже
Показать дождь. Поговорить о том как стучимт по окнам, крыша

Дождик, Дождик, капелька(пальцем по ладошке)
Водяная сабелька
Лужу резал, лужу резал (режем воздух ладошками)
Резал, резал, не разрезал и устал
перестал
Осенью на улице идет дождь, а что мы надеваем, чтобы не промокнуть?

Беседа по картинке
Обращаем внимание на одежду, зонты, считаем, все, что возможно, называем цвета))


Дид игра, найди зонтик ежику. нужно подобрать ежикам зонтики, подходящие по цвету к плащу. попутно проговариваем цвета и считаем ежей и зонты.

А что остается после дождя?? Лужи. Что такое лужи?
Подвижная игра, обойди лужи. На полу лужи из бумаги. нужно пройти из одного края комнаты в другой не намочив ноги, потом лужи собираем и считаем, сравниваем размер. Можно провести на улице.

На прогулке собираем листья, считаем их, сравниваем, называем цвет, сортируем одинаковые.


Рассматривание картинок осенней тематики, например этих, а так же живописи.


Осенью многие животные запасаются едой на зиму, давай посмотрим, кто, что ест.
Дид игра, кто что ест- на карточке изображения жив и их пищи. нужно провести линии от животного к еде. Карточку лучше вставить в мультифор, тогда ей можно пользоваться многократно.

Игра на сортировку. Помоги белочке собрать шишки в корзину. а грибы в дупло. Можно провести, как подвижную.

День 2 Календарь погоды.

Рассказать о том, как животные готовятся к зиме.
Игра лото, кто как к зиме готовится. По типу парных картинок 1 картинка-животное, 2- что осенью делает
 Помоги ежику (аналогично помоги белочке)


 Медведь что делает осенью?-залез в берлогу
Что делает зайчик? Белочка? и т.п
Лото "кто где зимует" (аналогично предыдущему)

Игра. Предложить побыть медведем, бедкой, барсуком и подготовиться к зиме- делаем берлогу, делаем запасы и т.д.


 Повторное рассматривание иллюстрации предыд дня.

Загадки  про животных

А что осенью делают птицы?? Рассказать о перелетных и зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций птиц.

Игра перелетные птицы. в одной стороне комнаты юг, в другой север. на слова "осень пришла"- летим на юг, на слова "весна пришла"- на север.

На прогулке кормим птиц
Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
(В. Степанов)


Сбор шишек   
Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...

Где же взять зимой сластей
Для детей
И для гостей?
(В. Степанов)

заучивание стихов :
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят… 



 Вот и осень наступила,
Вот и листики летят.
Вот и серенькие зайки
шубки поменять спешат.
Мы листочки- мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели!

День 3

Дневник погоды
Осень подойдет неслышно
Тихо встанет у ворот
В огороде листик вишни
На дорогу упадет
чуть короче станет день
Потемнеют облака
Словно их накроет тень
Станет пасмурной река


Рассматривание иллюстраций ветра

ветер по лесу гулял
Ветер листики считал
вот дубовый, вот кленовый
Вот с березы золотой
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку
(сделать листья из бумаги)

как дует ветер?
давай, как ветер, подуем на листики. На бумаге нарисовать дерево и разложить на нем листья


А теперь мы сами будем листиками :
Мы листочки- мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели!
  На прогулке набрать листьев 

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)


Обратить внимание на то, как шуршат листья.

Дома из листьев
обводим листья карандашами и красками
делаем оттиски листьев
клеим.
а как шуршат листья?  Пошуршать пакетом.

Потанцевать с листьями под музыку. Любая на осеннюю тематику.
 Сравнить листья по размеру
Разрезать листья и собирать, как паззл
Сортировка листьев подели листочки между большим и маленьким зайцем. сортирвать можно по цвету, размеру, длине, ширине. виду листа.


Дождик капает по крыше.
Барабанит по стеклу.
Я ему все: «Тише, тише».
Я ведь очень спать хочу.
Ну, а дождик все сильней.
Льёт как будто из ведра-
Это Дядя Водолей
Выжимает облака!
Как идет дождик? (кап-кап)
Как дождик  стучит? Постучать пальцами по столу. 
-Дождик идет сначала тихо, потом сильнее и сильнее. Постучать в разном темпе и с разной громкостью.

Рассматриваем иллюстрации с дождем. Беседа по картинкам.

А что нужно, чтобы спрятаться от дождя? Зонтик 
давай спрячем кошечек от дождика(Кошечки разного размера и зонтики разного размера, подбираем)
 А это зонт для нас(вынести настоящий зонт). Подвижная игра. на слова "Дождь"- под зрнт, на слова " Солнце"- гуляем и прыгаем на полянке.

Посмотри,кто нарисован на картинке?Лягушонок
Что у лягушонка под ногами? Лужа
что над головой?
Лягушонок ждет дождь. Давай нарисуем его для лягушонка. (на листе бумаги, можно втасить в файл- туча и лягушонок у лужи, реб. рисует
дождь из тучи в лужу, можно порисовать и косой дождь )

Лепим. На листе нарисован ежик с зонтиком под дождем, зонт нераскрашен. лист вставляем в файл.сначала беседа по картинке с обсуждением цветов и количества, а потом  с ребенком пластилином замазываем зонт.

Пальчиками
Дождь стучит и ветер воет
не отпустим зонт с тобою (руки в кулаки и ставим кулачки друг на друга).
УФФФ!
дождик перестал.

Паззл. Любой на осеннюю тематику, у нас лисичка с зонтом, сделала из раскраски. Собираем, потом беседа по картинке.


День 4

Календарь.
Загадка  Все мрачней лицо природы
                  Почернели огороды
                  Оголяются леса
                  Молкнут птичьи голоса
                  Мишка в спячку завалился
                 Что за время к нам явилось?(Осень)

 Рассматриваем картинки с осенней одеждой

 Кто на картинке?делись?

Посчитай, сколько детей?
Кто высокий?
Кто низкий? Кто выше?
Кто ниже?
 Что надето на голове?Ногах? и т.д.
Какого цвета сапоги?куртка7шапка ит.п
Почему детки тепло оделись?
Что держат в руках?
Как называется, когда с деревьев падают листья?
Когда бывает листопад?
Вывод: осенью мы надеваем сапоги, шапки, плащи, куртки, перчатки, шарфы, берм зонты. Попутно показываем иллюстрации предметов одежды, делаем акцент, что все это ОДЕЖДА.










Игра "Собери куклу гулять" Картонная кукла и одежда к ней, ребенок
собирает куклу на прогулку

Рассматривание иллюстраций и чтение книг о временах года, какие есть у вас
Составление рассказа по картинкам: Сначала рассказывает мама и показывает опорные картинки. Потом мама рассказывает и пропускает слова, которые проиллюстрированны, а детенок дополняет.


В один из солнечных осенних дней Белочка делала запасы на зиму — собирала грибы, орешки, ягоды. Прыгая по бору, Белочка увидела молодую Берёзку, которая грустила, опустив свои пожелтевшие ветви.
— О чём ты грустишь, Берёзонька? — спросила Белочка.
— Все деревья вокруг зелёные, и сосны, и ели. А я одна пожелтела. Белочка сразу поняла то, что это первая осень для Берёзки.
— Не грусти, Берёзонька, — сказала она, сейчас такой красивый, жёлтый наряд облетит, и ты уснёшь. А когда проснёшься, вокруг снова запоют птички, ярко засветит солнышко, и ты снова будешь зелёной красавицей

Взято с http://stranamasterov.ru

Лепим листочки для березки. Аналогично, как с ежиком, только листики не мажем по листо, а отщипываем и плющим. Попутно называем цвета, вспоминаем листопад и приметы осени.

Помоги белочке найти все грибы. На картинке "спрятаны" грибы, найти и посчитать, сранить по размеру, найти самый большой. самый маленький. Строение гриба.

Лабиринт  взят отсюда из раздела http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/BGM_Temkatalog_Osen.html Дидактические карточки.

День 5
Календарь.
Удивляется народ: Что за чудо-огород?                  Здесь редис есть и салат,            Лук, петрушка и шпинат. Помидоры, огурцы 
Зреют дружно - молодцы!               И картофель, и капуста            Растут на грядках густо. И все дружно говорят:    
"Мы растём здесь для ребят. За усердие и труд урожай весь соберут".
 иллюстрируем картинками.

Посмотри, что выросло на грядке? 
Это все одним словом называется ОВОЩИ
Овощи растут в огороде. 
 Беседа по картинке. нужна картинка с изображением сбора урожая в огороде. у меня из расскраски времена года. из-ва ЛИтур.
 Подвижная игра. на полу изобр-я овощей, ребенок собирает урожай в корзину. каждый овощ называем , говоря Этот овощ-морковь и т.п. Спросить, как называется одним словомо.

Мультфильм Веселый огород смотрим вместе, мама комментирует.

Физ минутка  
мы капусту рубим
Мы морковку трем
мы капусту солим
мы капусту жмем(изображаем действия)
Раскрашиваем овощи в раскраске, обсуждаем строение конкретного овоща, его цвет.
 Игра урожай
В огород пойдем,
(Дети маршируют на месте)
Урожай соберем.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
(“Таскают”)
И картошки накопаем.
(“Копают”)
Срежем мы кочан капусты
(“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(Показывают)
Щавеля нарвем немножко
(“Рвут”)
И вернемся по дорожке.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
  А что мы можем приготовить из овошей?
Давай испечем пироги с капустой и морковкой. Лепим из пластилина
 Рассматриваем картинку с изображение сбора урожая в саду. Беседа аналогичная.
Сбор фруктов  на дереве из бумаги закрепить фрукты. ребенок собирает их в корзину, называем. Обобщаем.

Рисуем фрукты по трафарету.

Лепим фрукты для компота и складываем в банку.
Шнуровка  яблоки на спину ежику, груши к дереву и т.п.

К нам пришли гости
 Кто это?
 Посмотри, что принес зайка? Мишка? Барсук?
(морковку, шишки, листья)
Посчитать, сравнить по количеству.

Игра Найди гриб.

Из бумаги сделать гриб и прятать его в комнате, ребенок ищет 

День 6
Календарь.
Ветер по лесу летал,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
тихо дремлет на тропинке.
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.


Опускают руки, приседают.
Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.


Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.
 Рассматривание иллюстраций осени и беседы по ним.
Презентации по теме осень, любые, в интрнете их уйма.
 пальчиковая гимнастика 
У  Лариски - 2 редиски
(загибаем  два  пальчика)
У  Алешки - две  картошки
(загибаем  еще 2  пальца)
У  Сережки - сорванца -
Два  зеленых  огурца.
(загибаем  пальцы)
У Вовки - две  морковки,
Да  еще  у  Петьки -
Две  хвостатых  редьки.
(загибаем  пальчики)
 
 На прогулке 
Сбор листьев и др. природного материала.
1,2,3,4,5
будем листья собирать
Листики тополя
Листик осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем
Паззл Компот. Картинка с изображением банки к ней "пристегиваются" по типу паззл изобр. фруктов
Собираем фрукты
На полу картинки фруктов. Игра аналогична сбору овощей.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Лепим   яблоки для ежика, можно сделать аппликацию
 
 
Повторяем игры за неделю, любые какие понравились
Мультфильм времена года из Школы тетушки Совы

.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий