вторник, 2 октября 2012 г.

ТН Овощи

-->
Сначала напишу, что изучаем и делаем в течение недели, чтобы знать, на что обращать внимание при  выполнении заданий.
доп материалы здесь http://files.mail.ru/BDXNOC
  • Овощи растут на огороде.
  • Виды овощей.
  • Что из овощей можно сделать.
  • Рассматривание натуральных овощей и иллюстраций.
  • Загадки
  • стихи
  • рисуем овощи
  • собираем
  • поделки с использованием овощей
  • презентация
  • маски овощей
  • аналогично фрукты
  • разрезные картинки
  • соотнесение формы овоща-фрукта с формой тарелки, аналогично по цвету
  • классификация овощей и фруктов(компот-борщ)
  • счет на примере овощей и фруктов
  • пространственные отношения на примере О-Ф
  • сравнение по размеру. Форме на примере О_Ф
  • лото о-ф
  • домино о-Ф
  • найди лишний овощ-фрукт
  • найди одинаковые
  • развитие речи(прилагательные, мн число, ум-ласк суфф)
  • стихи наизусть





Загадай ребенку загадки, ответы с демонстрацией картинок :

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке.
(Морковь)
Шел долговяз, во сырой земле увяз.
(Морковка)
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
(Морковь)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
(Огурец)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жолтый и соленый.
(Огурец)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке
Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат,
Беспрерывено сок сосут и растут.
(Огурцы)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)
Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Яркий солнечный цветок
Наклонил свой стебелек,
Чтобы хрюша подошла,
Семечки его взяла.
(Подсолнух)
Посреди двора - золотая голова
(Подсолнух)
В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)
Стоит он задумчивый, в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице.
(Подсолнух)
Расколи его - будет зернышко,
Посади его - будет солныщко.
(Подсолнух)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
У царя Гороха дочки
Спят в кроваточке-стручочке
Кругленьки хорошеньки,
Всех зовут…
(Горошинки)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Голова на ножке,
в голове горошки.
(Горох)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
(горох)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко,
Их довольно много.
Что это?
(горошек)
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.
(фасоль)
Стоит поп низок,
на нем сто ризок
(Капуста)

Лоскуток на лоскутке -
зеленые заплатки,
Целый день на животе
нежится на грядке.
(Кочан капусты)

Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
А все без застежек.
(Капуста)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)

Был ребенок — не знал пеленок,
стал стариком - сто пеленок на нем.
(Капуста)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Лук)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)

Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
(Лук)

Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)

Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
(Лук)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(картошка)

Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
(Картошка)

Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(картошка)
Выбирай любые понравившиеся. После отгадывания делаем обобщение- это овощи, растут в огороде.

«Заготовки на зиму»
Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Фрукты, овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Ход:
Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.
Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, грибов и т. д.


Поделки из овощей. Штампы


Поделки из овощей и фруктов. Штампики
Вырезаем из овощей штампы для рисования


Изделия, выполненные из овощей и фруктов, могут иметь самое различное назначение. Один из вариантов использования овощей - изготовление из них штампов для рисования.
Для штампиков подойдут практически все, что выросло на грядке. Каждый плод имеет свою неповторимую структуру. Главное правильно и с фантазией использовать этот природный материал.
Овощи для поделки.
Картошка, кабачки, патиссоны, тыквы, морковь…
Очень интересно смотрятся отпечатки капустных листов.
От листа капусты отрезать полоску, скрутить ее в цилиндрик, выравнять края штампа, отрезав часть ножом. Этим получившимся цилиндром можно нарисовать розы, как показано на нижней картинке. Можно с разной плотностью скручивать листья капусты варьируя расстояния между лепестками.
Собираем урожай
На полу изображение овощей, собираем в корзинку. Называем, обобщаем, описываем понравившиеся, после достаем натуральные овощи и находим их изображение на картинке. Обсуждаем, что можно приготовить.


Готовим обед из овощей для кукол и настоящий. Ребенок принимает участие, режет, трогает, смотрит.


«Один - много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».


Игра «Назови цвет» (с иллюстрациями)
Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан
«Горох». Дети идут и говорят:
По дороге Петя шел, шел, шел
И горошину нашел (останавливаются, поднимают).
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! — Где-то вырастет горох (разводят руками).



Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.


«Угадай овощ по вкусу»
Ребенок закрывает глаза. Воспитатель вилочкой берет с блюдца кусочек овоща (приготовлены заранее), показывает всем, затем кладет в рот ребенку. Тот определяет, что это и какой овощ – вареный, сырой или соленый. Так малышу дают попробовать вареную и сырую морковь, картофель, помидор и соленый огурец.
Найдите все яблочки, которые продает лисичка.


Найди лишний овощь (по размеру, по цвету, по виду овощей)
аппликация Тарелка с овощами. Ребенку предлагают тарелку и овощи из цветной бумаги. Он называет овощ, клеит, называет цвет. Можно использовать и загадки.
Найди все
Где растут овощи ? Какие овощи ты знаешь ?
У нас в огороде выросло много овощей, давай посмотрим каие. (На картинке грядки с овощами, посаженными вперемешку)Найди все помидоры, перцы и т.д.
Считаем кол-во, показываем цифру, обобщаем, что это овощи
паззл Репка
Чтение сказки Пых с иллюстрациями. Обратить внимание, что овощи собираем осенью, вспомнить приметы осени.
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке леса растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять.
Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
4. Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
Язык - «чашечкой».


Игра В магазине
ребенку предлагают иллюстрацию, на которой овощи лежат на разных полках.
Мишка пошел в магазин за овощами и не знает, что выбрать, давай поможем ему.
/задаем вопросы
Что ввеху ?
Что внизу ?
Что справа?слева ?
Что под морковкой ?
Что над свеклой ?


А как ты думаешь, зачем Мишке столько овощей ? (сделает заготовки на зиму)
А что можно сделать из овощей на зиму ?
Давай тоже сделаем с тобой аппетитку или ЛЕЧО.


2 банки в большую-большие, в маленькую-маленькие. Обобщаем, что это овощи


Пальчиковые игры
Игра «У Лариски две редиски»
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.
Игра «Что в мешочке?»
В мешочек складываем различные овощи и фрукты. Ребенок вынимает их и говорит, что это – овощ или фрукт, называет его цвет. Если есть объемные игрушки, можно отгадывать и на ощупь.
Игра «Формы»
Здесь нужно разложить картинки, ориентируясь, на какую геометрическую фигуру похож овощ или фрукт.
Развиваем память. Расскажите о том, что мама собралась варить борщ. Она взяла продукты — показываем левую картинку. Закрываем ее, показываем правую. Спрашиваем малыша: что мама забыла?
разрезные карточки «Овощи»
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)

Лепим овощи

Как лепить овощи

Огурцы
Лепим из зеленого теста колбаски, закругляем концы, чуть изгибаем форму, протыкаем зубочисткой дырочки.
Морковь
Лепим из оранжевого теста конус, насечки на морковке делаем поперечными вмятинами от зубочистки.
Капуста
Для капусты  понадобится небольшой зеленый шарик и пять-шесть зеленых лепешек, которые оборачиваются вокруг шарика.
Баклажан
Для получения фиолетового смешиваем тесто двух цветов - красного и синего. Из зеленого теста делаем хвостик.
Помидоры
На приплюснутые красные шарики укладываем внахлест (снежинкой) тоненькие колбаски зеленого теста и завершаем композицию хвостиком.

Игра “Что можно приготовить из овощей”

- Согласование прилагательного овощной с существительными в роде, числе.
Салат из овощей (какой?) – овощной.
Сок из овощей (какой?) - …
Котлеты из овощей (какой?) - …
Запеканка из овощей (какая?) - …
Пюре из овощей (какое?) - …
Воспитатель выставляет панно: Огород с грядками.
давай посмотрим на эту картину, что на ней изображено?
На картине нарисован огород с грядками.
Правильно. Посмотрите, как много овощей выросло в огороде. Давайте с вами назовем овощи, которые выросли на грядке. (Дети по очереди называют грядки с овощами.) Мы назвали все овощи, а теперь пришла пора собирать урожай.

Физминутка “Собираем урожай”

- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
В огород пойдем,
(Дети маршируют на месте)
Урожай соберем.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
(“Таскают”)
И картошки накопаем.
(“Копают”)
Срежем мы кочан капусты
(“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(Показывают)
Щавеля нарвем немножко
(“Рвут”)
И вернемся по дорожке.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)


«Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? » Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .

Оригами овощей. Делаем совместно с ребенком, обучаем основным приемама складывания. Называем овощ, цвет, обобщаем.

Сравнивать кол-во овощей
Паззлы
Разложить овощи по разным тарелкам по цвету и форме
Что изменилось
Найди одинаковые овощи

Загадки про фрукты

Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.
Ответ: Яблоко
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
- Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Ответ: Груша
Маленькая печка с красными угольками.
Ответ: Гранат
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? ..
Ответ: Арбуз
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.
Ответ: Арбуз
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Ответ: Арбузы
Само с кулачок,
красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
откусишь - сладко.
Ответ: Яблоко
Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки.
Ответ: Яблоки
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Ответ: Яблоко
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
Ответ: Яблоко
Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно?
Ответ: Яблоко
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...
Ответ: Лимон
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
Ответ: Лимон
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля ...
Ответ: Дыня

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа.
Ответ: Груша
Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож.
Ответ: Банан
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
Ответ: Апельсин
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.
Ответ: Апельсин
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ...
Ответ: Апельсин
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ...
Ответ: Банан
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
Ответ: Бананы
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Ответ: Груша

Иллюстрируем.

Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что справа?
Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачи­вать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).


Артикуляционная гимнастика.

Поиграйте с ребенком в сад. Скажите, что вы попали в яблоневый сад.
На носочки я встаю, яблочко я достаю.
С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.

Поднимаемся на носочки, тянемся и рвем яблоки. Теперь ешьте их, кормите кукол, маму. После еды приводим себя в порядок, делаем такие упражнения: «Оближем верхнюю губку», «Почистим зубки» – рот открыт, кончиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны.
Раскрашиваем фрукты
.
  • Витамины есть не только в овощах, но и во фруктах. Какие фрукты вы знаете? Посмотрите на мое чудо дерево. Что на нем растет? Бывает ли такое дерево? Узнай фрукт, подойди к дереву, сорви фрукт и положи его в корзинку.
    – Круглое, румяное, сладкое, гладкое.
    - Длинный, желтый, мягкий, сладкий, надо его чистить.
    - Круглый, оранжевый, кисло-сладкий, надо чистить и делить на дольки.
    - Желтый, овальный, кислый, добавляют в чай. Описываем каждый сорванный фрукт, в конце обобщаем.
  • Физминутка.    "Вот мы деревце сажали".
    Вот мы деревце сажали,
    Семя в землю зарывали.
    (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)
    Вырос тоненький росток,
    (Встать, потянуться (проверить осанку).)
    Он и строен, и высок,
    (Руки в стороны.)
    И другие распустились,
    Дружно так зашевелились.
    (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)
    Налетел веселый ветер
    И раскачивает ветки.
    (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)
  • Осенние заготовки.
    - Осенью делают заготовки фруктов и овощей на зиму. Как можно сохранить фрукты на всю зиму? Их сушат, варят варенье, компоты. Овощи мы законсервируем, засолим, а из фруктов приготовим компот. Овощи разложим в банки, а фрукты – в кастрюлю.
    Рассматривание фруктов натуральных
Волшебный мешочек с фруктами
Что лишнее на примере фруктов
на стене волшебное дерево на нем разные фрукты. Отрабатывается ориентировка в пространстве, справа, слава, вверху, внизу, над, под.
"Узнай на вкус"
"Сложи картинку"
Картинки с изображением фруктов, разрезанные на 2-4 части и такие же целые картинки. Задание: Собери картинку.(с опорой на целое изображение)
"Контуры"
На листе нарисованы контуры овощей и фруктов. Задание: Найди любой фрукт, назови (и обведи)


Осенью  созревают овощи и фрукты.
Достаем поднос с овощами и фруктами и  передает детям,  просит каждого ощупать, погладить, осмотреть, понюхать плод.
Затем уточнить плод, какая у него форма(круглая, удлиненная, продолговатая, острая), какая поверхность (шероховатая, гладкая, пупырышках), какого цвета и чем пахнет.
Раскладывание овощей и фруктов на подносы.  (Отдельно овощи, отдельно фрукты).
Стук дверь. Зайчик с корзиной. Здравствуй зайчик, как жаль, что ты опоздал на нашу игру. Дети давайте покажем зайчику, что вы сделали.
Дети показывают и называют где лежат овощи, а где фрукты.
Воспитатель: Правильно, молодцы, в этом  подносе овощи, а на другом – фрукты. Зайчик , а ты знаешь, где растут овощи и фрукты.  (Нет)
Ребёнок говорит – овощи растут на грядках на огороде.
Фрукты – в саду на деревьях.
Игра. «Что, где растёт»    Разложить фрукты и овощи на макете дерева и грядки.
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, в ладони зажат мячик-шарик, надо не уронить). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз -
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, зажимая шарик, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой «эх».Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести «корзинкой».Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения.
Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «Варим мы компот» Используется пособие «Клавиатура» (мозаичная клавиатура- это доска с наклеенными на неё рядками из пуговиц, квадратиков кафеля либо пробок от бутылок) Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Творческое задание на развитие мелкой моторики.
Рисование на пластилиновой пластине косточкой от сливы дерева, кустов, домика, выкладывание деталей косточками и семенами фруктов.
Игра «Что сначала, что потом»
Эту игру можно изготовить самим. Нарисуйте несколько карточек в порядке возрастания. Тему можно использовать любую. Например, как растет морковь на грядке (идею взяла у одной замечательной мамочки). Моему сыну нравится раскладывать яблоко по мере того, как его кушали (сначала оно было целым, потом откусили маленький кусочек и т.д.). Такие игры учат выкладывать сериационный ряд, развивают глазомер, зрительное восприятие и мышление.

Развитие речи
  • Когда вы рассматриваете овощи и фрукты (на картинке или свежие), обращайте внимание на признаки (задавайте вопрос «какой»). Опирайтесь на форму, цвет. Например, яблоко – круглое, красное, душистое, сладкое и т.д.
  • Еще называем овощи – малютки. Помидор – помидорчик, огурец – огурчик.
  • Договариваем:
Апельсин сладкий, а лук …
Яблоко твердое, а слива …
Капуста большая, а картошка …
Чеснок горький, а персик …
  • Один – много:
Лимон – лимоны
Слива – сливы
Аппликация фруктовый пирог. На щаготовку-  « тесто » ребенок выкладывает фрукты. Нвзываем и обобщаем
Что можно приготовить из фруктов?       — Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.
-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой?   — Яблочный.
- А сок из груши?         - Грушевый.
- Сок из апельсинов?   — Апельсиновый.
- Сок из ананасов?   — Ананасовый.
  • А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой?    — Ассорти.
    Рисуем фрукты
    Разрезные картинки
  • паззл Кастрюля и банка
  • рассматриваем сюжетную картинку "Зайчики в огороде".
  • Пробуем на вкус, мы знакомимся с такими понятиями как сладкий, кислый, вязкий.
  • Учим новые слова: корка, долька, шкурка.
  • Раскладываем на плакате карточки или настоящие овощи и фрукты
  • Рассматриваем занятие на тему фрукты
  • обращаем внимание, что фрукты растут в саду, называем фрукты, считаем, сравниваем количество, называем цвет.
  • Лепка, в файле лист с изображением винограда, ребенок лепит кружочки-виноградины
  • Речь с движением «Винегрет».
  • Мы купили овощи   Ребенок протягивает обе руки вперед, показывая овощи.
  • Всем на загляденье.
  • Приготовим винегрет-  Гладит живот по часовой стрелке.
  • Просто объеденье.
  • Сварим свеклу и картошку,  Одна рука изображает кастрюлю.
  • Сварим сладкую морковь,  Называя овощи, ребенок кладет их в кастрюлю.
  • Лук мы быстро чистим, режем, Имитирует движения.
  • Чтоб заплакать не пришлось. Качает головой.
  • А соленый огурец  Имитирует движения.
  • Мы нарежем под конец.
  • Маслом винегрет польем
  • И на стол его несем.
  • Пальчиковая гимнастика «Варим щи». 
  • Наберем сейчас для щей
  • В огороде овощей. Ребенок стучит пальчиками по столу.
  • Вот капуста и картошка, Загибает (разгибает) пальцы на руке, перечисляя овощи.
  • Вот морковка, лук, томат.
  • Моем, Имитирует движения или загибает (разгибает) пальцы на руке.
  • Чистим,
  • Режем,
  • Варим
  • И в тарелку наливаем.
    Вкусным щам наш папа рад!
  • Игра-хоровод «Кабачок»
  • П. З. - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
  • Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
  • Кабачок, кабачок,
  • Тоненькие ножки,
  • Мы тебя кормили,
  • Мы тебя поили,
  • На ноги поставили,
  • Танцевать заставили.
  • Танцуй, сколько хочешь,
  • Выбирай, кого захочешь!
  • Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.
Инсценировка в кукольном театре(для детей постарше театрализованная игра )
«Огород»
Материалы: шапочки с изображением овощей.
Разыгрывается сценка «Будем знакомы! »
Педагог
Приходи, честной народ,
На веселый огород!
Овощей здесь целый воз!
Кто полезней? Вот вопрос.
1-й ребенок
И девчонки и мальчишки
Очень любят кочерыжки!
Я, капуста, не хвалюсь:
У меня отличный вкус.
2-й ребенок
Свеклу варят, свеклу парят,
Без меня обед не варят.
Не готовят винегрет
Ни на ужин, ни в обед.
3-й ребенок
Я и вкусен, я и сочен,
И на вид красивый очень.
Всем известен с давних пор
Под названьем помидор.
4-й ребенок
Летом свежий и зеленый,
А зимой хорош соленый.
Чем же я не молодец —-
Крепкий, вкусный огурец?
5-й ребенок
Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто — лук.
Дети (хором)
Познакомились вы с нами
И теперь узнали сами,
Чем же мы полезны вам —
И большим и малышам!
Физминутка - хоровод «Урожай» под музыку.
Мы корзиночки несём.
Хором песенку поём.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ой, да, собирай
И на зиму запасай!
Мы ребята – молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай  у нас неплох!
Ой, да, и горох,
Урожай у нас неплох!
Ты, пузатый кабачок.
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Ой, да, не зевай,
А в корзину полезай!
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг другаНа базар ходили мы,(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)


поделки вместе с ребенком из фруктов,овощей































Для заучивания и чтения

Стихи про овощи, фрукты и ягоды

Арбуз

Кругло пузо у арбуза,
Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок,
А на маковке - крючок.
А. Богдарин

Баба сеяла горох (шутка)

За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
Баба руки развела,
Ох-ох-ох.
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.
В. Кудлачев

Вишня

Как о вишенке-малышке
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать,
Вишней короб наполнять,
И ладошки будут тоже
Вишни цвет напоминать.
А. Богдарин

Брусника

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин

В лес по ягоды

Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
"Малину я в рот
По ошибке бросала"
Т. Дмитриев

Вишенки

Рву на вишне вишенки
Для него,
Для Мишеньки.
Три в ведерко,
Десять в рот…
Надо бы наоборот,
Да с собой
Не совладаю
И в ведерке доедаю.
Что за наказание!
Знала бы заранее,
Не брала б под вишенку
Плюшевого Мишеньку.
Г. Глушнев

Во дворе переполох

Во дворе переполох –
Мы рассыпали горох.
Приказала строго мать:
- До горошины собрать!
Через час стучимся в дверь:
- Все собрали мы, проверь!
Мама верит детворе:
- Ах, мои хорошие!
А весною во дворе
Выросли горошины
И. Демьянов

В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева

Вот бы…
А вот бы
Не в Африке,
Вот бы –
У нас
Не лук бы,
Не редька,
А рос –
Ананас!
… Никто б
Не поверил,
Ни Гришка,
Ни Мишка.
Сказали бы:
Это
Кедровая шишка!
Г. Горбовский

Дачник

Дачник взял кошелек и корзину,
В лес пошел покупать малину.
Вернулся домой, не принес ничего!
Ягоды есть, продавцов – никого!
О. Григорьев

Дачница

Галя вышла в огород:
Все ли там в порядке?
Вытирает ручкой пот,
Проверяя грядки.
Под кусты, гляди-ка,
Как растет клубника:
Ягодки для Гали
Птицы не склевали?
Не мешали сорняки
И улитки-слизняки?
Красные – созрели!
Выросли. Успели.
Н. Городецкая

Дождик

В синем небе бродят тучи,
Гаснет солнца желтый лучик.
Красный помидор сердит:
- Что же солнце не горит?
Рад зеленый огурец:
- Ух, напьюсь я, наконец.
Ты прозрачною водой,
Дождик, щечки мне умой.
Е. Стеквашова

Дыню Дима растил.
Чудо, а не дыня!
Одному не донести –
Помогите Диме.
И. Антонова
Ежевика, ежевика!
Ой, как много!
Посмотри-ка!
Не стесняйся,
Ешь, малыш,
После маму угостишь.
Ф. Бобылев

Земляника

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Земляника

Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин

Капуста

- Обвязала голову,
Ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно?
Закуталась, капуста?
- От солнца я ношу чалму.
Жара мне вовсе ни к чему.
К. Тангрыкулиев

Картошка

Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много,
Я – немножко.
Я – всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты
Неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.
Э. Островская

Клубника

Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
- Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
В. Каризна

Клюква

Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок…
Прыгай, подснежница,
В мой туесок.
Л. Татьяничева

Компот

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Н. Нищева

Лесной светофор

Я бегу по солнцепеку,
Лес уже неподалеку.
Вот кусты мелькнули мимо,
За спиной пчела пропела…
"Стоп!" - сигналит мне малина
Красной ягодою спелой.
Т. Белозеров

Лимон

Что за "ЛИ"?
Что за "МОН"?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут "ЛИМОН",
Сразу станет кисло.
Г. Сапгир

Малина

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного.
Н. Саконская

Море

С помидорами
Бабусе – горе.
Чтобы напоить их –
Надо море:
В жаркий день
И даже
В непогоду
Пьют и пьют
С утра до ночи
Воду.
Ну, а где
Воды набрать им
Столько?
Вот бы рядом
Море
Или Волга.
Внук уверенно кричит:
- Бабуля!
Море сейчас будет.
Где кастрюля?
В. Каризна

Мы весной сажали сад,
А Семен лежал у гряд.
Вот мы яблоко едим,
А Семену не дадим:
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада!
И. Демьянов

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
У. Рашид

Ну все, пожалуй, я рискну:
Попробую клубничку.
Себе одну, еще одну,
Быть может, для сестрички.
Две ягодки - такой пустяк,
Никто и не заметит.
Но получилось все не так,
Теперь я на диете.
А вышло так - как ни крути,
От правды, братцы, не уйти.
Не мыл я ягоды, и вот
От грязи заболел живот.
Е. Стеквашова

Огород

В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев

Огород

Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
Ф. Гуринович

Огурец

Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
К. Тангрыкулиев

Окликает Акулин Акулину:
- Акулина, пошли по малину!
- Акулин, а созрела ли малина?-
Акулина окликает Акулина.
Ой, созрела, созрела малина!
Поспешай к Акулину Акулина.
В. Бахревский

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Волина

О том, почему все заплакали

Сняли тоненький сюртук,
Сняли
Рыжую рубашку,
Сняли
Желтую рубашку,
А, стянув
Еще рубашку,
Все заплакали вдруг.
Вот так мы
Вчера на кухне
Раздевали
Сладкий лук.
Дж. Чиарди
Персик
Мы с дедушкой
Персик сажали в саду.
Три года он рос
У нас на виду.
Когда же плоды?
Не дождусь я никак…
И вот, наконец –
Каждый персик с кулак.
Глажу мохнатую кожуру,
Белую
Чистую
Миску беру.
Первые, спелые,
Красные, сладкие
Персики
Дедушке отнесу.
К. Тангрыкулиев

Помидор

Кусочек
Утренней зари
Среди
Зеленых веток –
Он,
Словно звездочка,
Горит
На ярком платье
Лета.
Н. Гончаров

После дождя

После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.
Т. Дмитриев

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.
А. Стародубова

Светофор

Встал на грядке помидор,
Красный, словно светофор.
Видят козы – красный свет:
В огород дороги нет.
Л. Клюшев

Слива

Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка - одна.
А. Богдарин

Словно в заячьей столовой:
На полянке – пень сосновый,
На пеньке стоит обед,
И чего там только нет!
И капуста, и картошка,
Горка свежего горошка
И петрушечки немножко!
А зайчишкам-ребятишкам –
Травка сладкая горой,
По морковочке одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
И. Муравейко

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина

Угадал

Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
- Эй, ты кто? –
ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он, вот он,
Мой хитрец –
Вкусный, спелый огурец!
Д. Чуяко

Удивительный огород

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Радисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Н. Кончаловская

У Лариски – две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки-сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
В. Волина

Хитренькая ягодка

Земляничка-бусинка
Нежится на грядке,
У малютки-ягодки
Хитрые повадки,
Хитрые повадки –
Прятать чубик сладкий.
Бурым листиком прикрылась,
Невидимкой претворилась,
Мол, иди меня найди…
Ну, шалунья, погоди!
И. Мельничук

Чеснок

Весь промок кулик в болоте:
- Заболел я гриппом, вроде…
- Вот, кулик, тебе чеснок –
Очень многим он помог.
В. Лукша

Яблоко

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким

Яблоко

Яблочко над головою,
Золотое, наливное!
Ты в росе купалось,
Солнцем утиралось!
А. Пысин
Овощи:
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
(Огурец)
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ -
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Те растут богатырями.

Фрукты и ягоды

Я - не птичка-невеличка.
Я – полезная клубничка.
Кто подружится со мной –
Не простудится зимой!
Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
И ещё про яблоко:
Яблоко - чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок мой тоже всем полезен,
помогает от болезней.
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
А я дыня – желтый бок.
Кто тут, дети, занемог?
Вкусная, медовая, Прогоню хворобу я.
Круглый я и гладкий,
Большой, тяжелый, сладкий.
Мякоть моя красная –
Снадобье прекрасное.
(Арбуз)
Я - заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа.
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
У меня колючий бок,
На макушке – хохолок.
Замечательный на вкус,
Ананасом я зовусь.
P.S. Рассказывать желательно тогда, когда ребенок видит морковку, помидор, банан своими глазами. Можно разучивать с мамой на кухне или даче, рассматривая овощи и фрукты, описывая их форму, цвет и вкус. Стишки будут быстрее запоминаться, если у ребенка будет «живой пример».

Ещё один великолепный стих Ирмы Финк:

Овощи и фрукты
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты.
Фрукт чудесный – ананас,
И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.
Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.
Гроздьями гордится сад,
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
И варенье, и компот
Из созревшей вишни,
Красный сок измазал рот -
Все вопросы лишни.
Ароматна и сладка
Желтенькая груша.
Съела три, теперь сыта
Маленькая Ксюша.
Зреет желудь на дубах -
Это корм для свинки.
Хруснет сочно на зубах
У свинюшки Динки.
Нос щекочет аромат
Ягоды клубники.
Согревают вешний сад
Солнечные блики.
Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.
Дремлет под землёй морковь.
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!
Соком спелым налилась
Ягода малина,
К ней с лукошком пробралась
Славная девчина.
Огуречик, ,огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.
Не румяный колобок
Розовые щечки,
Это персик бочок -
Фрукт любимый дочки.
Что за дерево в цвету?
Фрукт, не фрукт, а диво!
Вам, детишки, подскажу -
Созревает слива.
Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет,
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.
Мы спечем большой пирог
с яблочной начинкой,
Яблочный в стакане сок
Сыты мы с Иринкой.
Игры из доп материала на карточках


Презентации
мультфильмы
Лото
Домино

Комментариев нет:

Отправить комментарий